6—9 ноября в Москве состоялся III международный фестиваль-конкурс исполнителей на многострунных безгрифных инструментах имени Веры Городовской.
Ансамбль кантелистов Национального ансамбля песни и танца Карелии «Кантеле», впервые принявший участие в столь представительном специальном соревновании, выступил с триумфом.
Имя Веры Городовской — безусловный знак качества конкурса. Вера Николаевна Городовская принадлежит к плеяде композиторов-классиков, чья музыка легла в основу репертуара практически всех музыкантов и оркестров, играющих на народных инструментах в России и далеко за ее пределами, в том числе — Оркестра русских народных инструментов Геннадия Миронова.
Конкурс имени Веры Городовской — самое престижное в России творческое соревнование среди исполнителей на многострунных безгрифных инструментах. Учредители и организаторы конкурса имени Веры Городовской: Министерство культуры РФ, Российская академия музыки имени Гнесиных, Московский государственный институт музыки имени А. Шнитке, просветительский центр «Купина Неопалимая» и другие. И главное — это одно из немногих соревнований, в котором может полноправно участвовать кантеле. В большинстве подобных конкурсов наш старинный инструмент выступает либо вне конкурса, либо как украшение концертов, либо как какая-то экзотика. Поэтому свои мастерство и профессионализм наши музыканты могут продемонстрировать, в основном, на концертах ансамбля «Кантеле».
Конкурсанты показали мастерство игры на гуслях, цимбалах, бандурах, кантеле, цитрах, кокле, каннеле, канклесах, канунах, кото, ятаге и другие известных и не очень музыкальных инструментах разных народов. А народов было тоже много и отовсюду: из Литвы, Эстонии, Латвии, Украины, Беларуси, Бурятии, Удмуртии, из Москвы и Московской области… Практически из всех регионов, где играют на близких и дальних родственниках гуслей.
В очень насыщенной программе были конкурсные прослушивания, круглые столы, научно-практическая конференция, концерты известных коллективов и участников конкурса — солистов, дуэтов, квартетов и ансамблей.
Наши кантелисты тщательно готовились к этому ответственнейшему конкурсу, и усилия руководителя ансамбля Ирины Шишкановой были вознаграждены безусловной победой: дипломы лауреатов первой степени присуждены солистке Ирине Волокославской, ансамблю кантелистов в целом, вызван огромный интерес у всех без исключения членов жюри и участников. Высших похвал удостоилась Ирина Шишканова и как руководитель, и как педагог (Ирина Волокославская — студентка Ирины Владимировны), и как самобытный композитор: на конкурсе были исполнены фрагменты из ее сюиты «Озерный край», пьесы «Солнцесны» и другие. По словам жюри, таких оригинальных произведений в столь слаженном и мастерском ансамблевом исполнении на конкурсе (а это третий по счету) не слышали: «Ребята, вы уникальны!» — постоянно говорили нашим музыкантам. Покорило и мягкое серебристое звучание самого инструмента, несмотря на то, что все участники конкурса показали отменную исполнительскую технику.
Ансамбль кантелистов во время конкурса получил высочайшие оценки очень компетентных музыкантов: профессоров Российской академии музыки имени Гнесиных Михаила Имханицкого, Марины Медведевой, Любови Жук, Натальи Липс, профессоров музыкальных вузов из Литвы, Латвии, Беларуси, Финляндии… Тотчас же последовали приглашения в самые разные регионы страны, мольбы о приобретении произведений («за любые деньги!»), просьбы руководителей коллективов о передаче опыта.
И права профессор из Испании Герда Крамер, сказавшая еще несколько лет назад: «С музыки кантеле начнется духовное возрождение России!». Конечно, дипломы, признание, контакты — это очень приятно, но ансамбль кантелистов ощутил главное: подтверждение правильности избранного пути и уверенность в необходимости своего творчества, чего зачастую не хватает в родной Карелии, культуру которой в первую очередь представляли музыканты ансамбля «Кантеле».
Лариса Шицель
petrozavodsk.ru
http://www.petrozavodsk.ru/news/89567.html