«О, если б мог выразить в звуке…»
Международный фестиваль традиционной музыки «Звуки Евразии» прошел в Улан-Удэ уже в пятый раз. Посвящен он был 100-летию со дня рождения композитора Николая Павловича Будашкина и 70-летию оркестра бурятских народных инструментов.
Этот проект профессора ВСГАКИ Виктора Васильевича Китова один из немногих, а очень может статься, вообще единственный цельный, законченный и внятный по целям, уровню, и воплощению из всех гуманитарных проектов – разнообразных фестивалей, конкурсов, форумов, проводящихся в Улан-Удэ.
«Звуки Евразии» – это действительно в самом широком смысле международное собрание – география стран-участниц фестиваля, нынешнего и предыдущих, простирается от Латвии до Японии, от Индии до Азербайджана, от Филиппин до Белоруссии. И это, действительно, высокое профессиональное собрание – оркестры и ансамбли из разных стран и субъектов России, это профессиональные, концертирующие коллективы, это музыканты с консерваторским образованием, с именами, званиями.
Уровень коллективов, игравших на этом фестивале, напомнил мне те времена, когда существовала система филармонического концертирования, и эта система позволяла нам в провинции регулярно слушать и смотреть концерты самых разнообразных профессиональных коллективов. И в этом смысле то, что «Звуки Евразии» не только близко знакомят нас с разными музыкальными культурами мира, но и разрушают нашу если не изоляцию, то оторванность от большого музыкального живого исполнительства можно расценить как миссию фестиваля. Недооценивать эту роль фестиваля в нашей культурной жизни нельзя.
Еще одна интересная особенность фестиваля – открытость репетиций оркестров. Репетиция едва ли не самая творчески интенсивная часть жизни любого творческого коллектива, наблюдать за ней всегда интересно, причем даже самая неплодотворная репетиция дает повод для любопытства, получения новых знаний, пищу для новых мыслей, рождения идей. То, что наблюдение за творческим процессом происходит в процессе открытия незнакомой музыкальной традиции, мира, звучащего по-иному, – момент, особенно будоражащий эмоции и мозг.
Наконец, у «Звуков Евразии» есть еще одна составляющая, в прямом смысле слова культурная. Если бы у нас присуждали какие-то места или премии за высокий уровень и культуру организации мероприятия, я бы обеими руками отдала первое место этому фестивалю. Могу смело утверждать, что за те полгода, что я наблюдаю за событиями, происходящими в культурной жизни Улан-Удэ, представителей нашей газеты, в немалом, причем, количестве, деятели культуры впервые так культурно пригласили! Не впопыхах, не в суете и неразберихе, а обеспечив местами, программой событий, именными бэйджами. Мне даже достался совершенно роскошно изданный буклет фестиваля, в котором собрана вся информация о фестивале и его участниках. Это кардинально отличает «Звуки Евразии» от всеобщего, повсеместного, уникального пренебрежения элементарным хорошим тоном, практикуемым у нас на всех общественных вертикалях и горизонталях. Это то самое самоуважение, которое как составляющая культурного человека, культурного общества практически перестало существовать и воспринимается как артефакт – с той же долей потрясения и почти поклонения. Как известно, без самоуважения невозможно уважать других… Не в этом ли разгадка нашего повсеместного пренебрежения друг другом во всех сферах жизни, в том числе и в культурной. Не потому ли мы почти постоянно, когда говорим о достояниях бурятской культуры, предпочитаем трескучий пафос пустых речей подлинному пониманию их достоинства…
ТАТЬЯНА НИКОЛАЕВА
НЕЗАВИСИМАЯ ГАЗЕТА «НОВАЯ БУРЯТИЯ»
http://newbur.ru/columns/documents/2071
смотрите так же:
Международный фестиваль «Звуки Евразии» http://www.newbur.ru/news/documents/2021
Фоторепортаж с Международного фестиваля «Звуки Евразии» http://www.infpol.ru/news/676/46455.php?sphrase_id=53170
Незабытое старое. В Улан-Удэ проходит фестиваль народной музыки «Звуки Евразии» (видео) http://www.arigus-tv.ru/news/detail.php?ID=18680