Премьера на 12-м Московском Пасхальном фестивале
Хористки в бордовых бархатных костюмах уже раскрыли красные папки с партитурами. Музыкант Военного оркестра 154-го Преображенского полка сидит рядом с барабаном. Регент Патриаршего хора Храма Христа Спасителя взял в руки дирижерскую палочку. Эта секунда, это мгновение перед началом концерта, когда пространство остановилось на месте и все дышит томным ожиданием волшебных звуков. Вздох, сила притяжения, импульс. Взмах!
«Дай нам ведать тебя всею мыслию/, И дух кротости водвори в сердцах,/ Даруй лиру нам сладозвучную,/ Да славится имя твое в веках…», -именно так начинается либретто 1- ой тетради оратории «Песни лирника». Лица зрителей сосредоточены. Лица зрителей светлы и устремлены на сцену, где движения музыкантов изящны в своей синхронности, прекрасны в своей сосредоточенности и ясности. Позолоченный маем свет заходящего солнца шагает по расписанным стенам концертного зала. Здесь нет штор на больших и широких окнах, блики играют в такт бойкому ритму. «Пусть дорогу сулил нам трудную/До Креста народ возлюбя,/Вручил каждому веру чудную,/Всем дыханием петь тебя!/.
Идея создания оратории принадлежит Илье Толкачеву- регенту хора Храма Христа Спасителя. Сочинение для хора, в котором был бы представлен фольклор всех народов мира, дирижер предложил написать Ивану Вишневскому- композитору, чьи хоровые произведения исполнялись на фестивалях в России и СНГ. В молодости композитор увлекался фольклором, поэтому тема народного творчества для Вишневского особенно близка. Автором слов к оратории «Путешествие лирника, познавшего у разных народов, как играют песни во слову Божию» стал протоирей Андрей Спиридонов, священник храмов Митрофана Воронежского на Хуторской и Благовещения Пресвятой Богородицы в Петровском парке.
Либретто первой тетради состоит из 9 композиций, связанных одним действием- заточением русских солдат в крымском плену. Заканчивается оратория песнью запорожцев, которые освобождают из неволи солдат- «На турчина и ляшскую корону/ Бог с Пречистою нам оборона/А даст Господь дочекати- Будемо в Царьгаде писни спивати!»
Классические инструменты в дуэте с африканскими барабанами, пастушьими рожками и галисийскими волынками рождают совершенно необычное звучание, фольклор обретает свежие краски и новые грани в экспериментальном и новаторском контексте, церковные стихотворения в сочетании с мелодией- новые смыслы.
Музыка постепенно заполняет пространство, как живой холодный родник прозрачный стеклянный сосуд. Музыка- везде, во всем. Прячется за монументальными колонами , шуршит в бирюзовом саду около сцены, горит в блеске подвисных люстр.
Кто-то качается в такт динамичным звукам, кто-то тихонько оттаптывает ритм, а кто-то закрыл глаза и внимает каждой ноте. Даже девчушки- школьницы в выглаженных белоснежных блузках с пышными бантами на голове , в длинный ряд сидящие на предпоследнем ряду, вслушиваются в слова и внимательно наблюдают за музыкантами на сцене…
Финальные аккорды, многочисленные «браво» и «спасибо» из зала. Букеты цветов, цоканье камер и поздравление музыкантов и авторов с долгожданной премьерой- даже после окончания концерта сцена еще долго не будет пустовать.
«Илья Борисович, завтра как всегда?»,- солисты сразу нескольких хоров один за одним тут же подходят к регенту Илье Толкачеву: «Ну как вам? Что скажете?». Для того, чтобы «Песня лирника» была исполнена, дирижер проводил репетиции сразу с тремя коллективами. Общими силами находили еще и самостоятельных музыкантов, «Но отрепетировали мы все довольно быстро. Потому что всем было интересно, что в итоге получится. А сколько времени, кстати? Как? Полтора часа прошло? А мне казалось, все шло минут двадцать! Такие необыкновенные ощущения, словно бы в один миг все промелькнуло!».
Открытое лицо дирижера выражает настоящее, детское удивление. Он улыбается и растерянно смотрит по сторонам. Наверное, современная православная музыка, должна быть именно такой- тайной, глубокой и поистине завораживающей.
Екатерина Ненашева
фото Виктора Новикова