Общеизвестно, что историю любого вида искусства всегда двигают яркие многогранные личности, фанатично преданные своему делу и страстно его отстаивающие. В области звончатых гуслей такой личностью стала заслуженная артистка России, профессор кафедры народных инструментов МГИМ им. А.Г. Шнитке Любовь Яковлевна Жук, отметившая славный юбилей в мае этого года.
С Любовью Яковлевной я знаком уже более 25лет, с того дня, когда в конце 70-х годов один из моих наиболее талантливых студентов по классу баяна Виктор Маляров, ныне засл. арт. России, композитор, выступил со своей супругой Любой Жук. Позднее я услышал самобытное струнное трио «Россияна» с ее участием. Этот инструментальный состав удивил меня не только необычной тембровой палитрой, в которой звучание домры и балалайки украшалось звонким, серебристым, насыщенной богатой обертоникой звучанием гуслей, но и самобытном репертуаром. Помимо привычных для народно-инструментального жанра обработок народных мелодий мне запомнились сочинения московских композиторов Владимира Николаева, Иосифа Тамарина, Александра Курченко, в которых отчетливо проявились элементы пуантилизма, алеаторики, сонористических средств построения музыкальной ткани.
За последние три десятилетия звончатые гусли, как мне представляется, кардинально преобразились. Вспомним о состоянии гусельного искусства к 70-м годам XX века. Обучение игре на гуслях почти нигде в профессиональных учебных заведениях не велось. Исключением являлись лишь Псковское музыкальное училище и факультативный класс в Ленинградской консерватории, который вел замечательный гусляр – исполнитель и педагог В.Н. Тихов, впервые сумевший поднять гусли до уровня подлинно концертного академического инструмента.
Л.Я.Жук сумела не только достойно сохранить эти традиции, но и с необычайной интенсивностью продолжить их развитие. Одной из основных задач, поставленных ею, стало преломление исконных традиций национальной культуры средствами современного композиторского творчества с помощью тех образов и интонаций, которые связаны с выражением мироощущения наших дней. Исполнительница была всегда убеждена, что ослепительно искристый тембр гуслей может привлечь к себе композиторов, исполнителей и слушателей, что гуслям подвластна передача самых различных стилистических пластов – от барокко до смелых сонористических исканий, от духовной музыки до разнообразных эстрадных жанров.
Любовь Яковлевна родилась в Архангельской области. Семье, в которой она выросла, по долгу службы отца приходилось много переезжать из одного поселка в другой. Звучание звончатых гуслей особенно запомнилось ей среди всех ранних музыкальных впечатлений – инструмент постоянно встречался в 50–60-е годы едва ли не в каждом северном поселке. Как вспоминает Л.Жук ее воображение потрясло взаимодействие исполнителей с инструментом. Гусли в их руках буквально говорили человеческим языком. Уже тогда высокая интонационная культура гусляров, чарующий гусельный тембр определили ее музыкальные предпочтения. Эти впечатления помогают ей и сегодня.
Приехав в Москву после обучения в музыкальной школе по классу фортепиано и баяна, Люба поступает в Гнесинское музыкальное училище в класс Валерия Петровича Гусакова. Обучение на современном готово-выборном баяне позволило ей овладеть полифоническим мышлением, постигнуть многообразие сложнейшей фактуры многих современных произведений, овладеть разнообразными стилями. Между тем пристальный интерес к гуслям не покидал ее все эти годы, и она добивается возможности получить высшее образование в Московском государственном институте культуры у видного гусляра, энтузиаста звончатых гуслей, впоследствии создателя известного ансамбля «Гусляры России» Юрия Трофимовича Евтушенко. Люба становится первой студенткой, у кого основной специальностью здесь стал именно этот инструмент.
Большое значение имел контакт молодой гуслярши с целым рядом замечательных музыкантов, композиторов, которые работали в то время в вузе. Среди них и классики народно-инструментального жанра – Николай Будашкин, Павел Барчунов, Федор Смехнов, и тогдашние молодые создатели самых смелых и экспериментальных новаций, такие как Эдуард Артемьев, написавший музыку почти ко всем фильмам Андрея Тарковского. Этот творчески ищущий композитор особенно увлек молодого музыканта стремлением к расширению тембровой палитры гусельного звучания, привычной звуковой среды. Уже тогда Л.Я.Жук способствовала началу создания высокохудожественного академического репертуара для гуслей.
Какие же качества характера помогли Любови Яковлевне столь страстно пропагандировать гусли? Прежде всего меня всегда поражала в ней необычайная настойчивость в осуществлении своего стремлении сделать гусли инструментом подлинно концертным, ввести их в качестве полноправного участника в мир современного камерно-академического исполнительства, передать это стремление своим поспитанникам.
Так, уже во время обучения в институте культуры она начала активную педагогическую деятельность. По ее инициативе в ДМШ № 51 г. Москвы был открыт класс гуслей звончатых, обучение в котором было настолько успешным, что многие ученики поступили в открытый по ее же ходатайству в 1989 году гусельный класс в Музыкально-педагогическом училище им. Октябрьской Революции. В последующем неустанное стремление к совершенствованию музыкального образования обусловливало инициативу Любови Жук по открытию и других профессиональных учебных классов: в 1995 – во 2-м Московском областном музыкальном училище им. С.С. Прокофьева г Пуш¬кино, в 1996 – в МГИМ им. А.Г. Шнитке, а в 2000 – в РАМ им. Гнесиных.
Сам процесс преподавания Л.Я.Жук характеризуется прежде всего умением выявить наиболее ценные индивидуальные качества ученика, воспитать его как личность, привить горячую любовь к инструменту. В классе Любови Яковлевны воспитаны лауреаты международных и всероссийских конкурсов: солистка НАОНИР им. Н.П.Осипова Любовь Муравьева, артисты Ансамбля народной музыки «Купина» Мария Беляева, Василий Васильев, Галина Малярова, Дмитрий Волков, Александр Усков, солистка Государственного оркестра русских народных инструментов «Садко» Наталья Дьяченко, лауреаты международных конкурсов, блестящие исполнители на гуслях Татьяна Киселева, Елена Мартьянова, Павел Лукоянов.
На протяжении десятилетий много сил Любовь Жук отдает разработке учебных программ, технических требований для различных звеньев музыкального обучения, многочисленных репертуарных сборников. Крупной итоговой вехой всей этой многообразной деятельности стала публикация в 1998 году в РАМ им. Гнесиных учебно-методического пособия «Искусство игры на гуслях». Эта объемная публикация (192 страницы текста) является, по моему мнению, одним из наиболее значительных во всей научно-методической деятельности музыкантов-народников.
Однако исполнительница понимала, что открытие гусельных классов самих по себе – важно, но явно недостаточно для высокопрофессионального воспитания гусляров. Лишь специально созданные для инструмента произведения, находящиеся на подлинно высоком художественном уровне, смогут в полной мере раскрыть его художественный облик, выявить потенциальные возможности.
Появление концертного гусельного исполнительства в начале ХХ века связано с деятельностью замечательных энтузиастов этого инструмента Осипа Смоленского, Николая Голосова, Петра Шалимова, – но это было лишь ансамблевое искусство, основу репертуара которого всегда составляли лишь обработки русских народных песен и наигрышей. То же полное давление обработок фольклорного материала было характерно и для возникшего в 40–50-е годы XX века сольного исполнительства на звончатых гуслях – у известных музыкантов-самородков Всеволода Павловича Беляевского и Дмитрий Борисовича Локшина.
Первым, кому удалось поднять гусли до уровня подлинно концертного академического инструмента, явился уже упоминавшийся ранее замечательный петербургский гусляр Валерий Николаевич Тихов. Благодаря его сотрудничеству с видным композитором Борисом Петровичем Кравченко для гуслей было создано три концерта, множество ярких миниатюр. И сегодня они составляют основу профессионального воспитания каждого гусляра.
Тем не менее этого подлинно содержательного репертуара все же было явно недостаточно для полноценного академического обучения на инструменте. Поэтому Л.Я.Жук в качестве первоочередных были поставлены задачи интенсивнейшего пополнения репертуара новыми оригинальными произведениями. Буквально за несколько лет по ее инициативе было создано большое количество сочинений, которые заметно расширили привычные слушательские представления об инструменте. В процессе работы с композиторами в каждом новом произведении Л.Жук ставила задачу раздвинуть общепринятые технические границы инструмента. Та фактура, те технические находки, которые ранее считались невозможными, неисполнимыми, которые было даже трудно представить в звучании инструмента, теперь стали реальностью и в концертной, и в педагогической практике.
Уже в конце 80-х годов в самом тесном контакте с нею появляется ряд совершенно необычных гусельных произведений. Это «Легенда» Алексея Ларина (вначале сочинение было написано для гуслей соло, а позже сделана редакция е камерным струнным оркестром), пьесы для звончатых гуслей Юрия Шишакова, Веры Городовской, Бориса Тобиса, Вадима Кулева. Эти произведения постоянно звучали в Союзе композиторов, записывались в фонды Всесоюзного радио и Центрального телевидения.
Наряду с современными оригинальными произведениями, достижением в гусельном материале 80-х годов стала интерпретация старинной музыки. Совершенно непривычным и вместе с тем на редкость естественным, органичным в звучании гуслей стало звучание концертов А. Вивальди, сонат Д. Скарлатти, Г. Телемана… Не менее интересные находки были осуществлены в сфере исполнения русской музыкальной классики. Это концерты, сонаты, симфонии Д. Бортнянского, М. Березовского. А исполнение знаменитой лядовской «Музыкальной табакерки» казалось словно специально предназначенным для звончатых гуслей – настолько естественной стала передача звонких «колокольчиковых» уколов-бликов в своеобразной тембровой полифонии из октавных флажолетов и пиццикатных звучностей в высоком регистре инструмента.
Расширению репертуара немало способствовало решительное конструктивное совершенствование гуслей, которое, в свою очередь, стимулировало создание в последнее десятилетие более смелых по образному строю и интонационным средствам произведений. Наряду с обогащением образов и средств музыкального языка у композиторов, писавших для гуслей и в предыдущие десятилетия, к творчеству для гуслей в последнее время обратились многие новые авторы. В их числе Вадим Биберган, Владимир Бояшов, Евгений Дербенко. Заметная активизация творчества для инструмента наблюдается и у Виктора Малярова, который связан с гуслями практически всю свою творческую жизнь. В частности, у него появляются самобытные произведения (типа цикла «Иллюзии»), где передача иррельно-фантастического образного строя потребовала использования непривычных сонорных приемов игры, связанных с нетемперированным глиссандированием за счет скольжения по струнам металлического стержня, использования политональнсти, пуантилистических звуковых «точек» в изысканной тембровой палитре.
Одним из самобытных направлений в творчестве Л.Жук является развитие певческо-декламационной традиции гусельного исполнительства. Гусли – древний библейский инструмент, который в своих различных конструктивных разновидностях существует у многих народов мира. Но в России гусли всегда имели особое значение. В Древней Руси гусляры были проводниками высоких этических идеалов народа. В эпических, духовных жанрах всегда утверждались непреходящие общечеловеческие ценности – вера, доброта, любовь. Развитие данного направления в современном композиторском творчестве представляется очень актуальным.
Большое место в деятельности гуслярши всегда занимало ансамблевое музицирование на инструменте. В начале статьи я уже упоминал о самобытном трио «Россияна». Впоследствии, в 1986 году, он бы преобразован в разнотембровый ансамбль «Россияне», куда с домрой и балалайкой, стали входить также баян, балалайка-контрабас, ударные и т.д., спустя шесть лет этот коллектив стал называться Ансамблем народной музыки «Купина». В настоящее время это высокопрофессиональный коллектив, где каждый исполнитель в совершенстве владеет несколькими музыкальными инструментами, имеют отменную вокальную подготовку, что позволяет создавать самые различные по жанровым направлениям концертные программы – от яркой сценической интерпретации старинных пластов русского искусства до самых смелых исканий современных академических направлений.
Крупным явлением в народно-инструментальном искусстве России стало создание музыкантом ансамбля гусляров, составленного из разнотесситурных разновидностей гуслей – в него входят гусли-пикколо, примы, альты, басы. Необычны камерный изысканный колорит звучания, краски, многочисленные фактурные новации репертуара, прежде недоступного для подобных исполнительских составов. Тем самым наглядно подтверждается полноправность и органичность существования современного гусельного искусства в современной академической народно-инструментальной культуре. Не случайно на VI Всероссийской конкурсе исполнителей на народных инструментах Ансамбль гусляров под управлением Л.Я. Жук был удостоен второй премии и звания лауреата.
Большое значение для повышения престижа гуслей имели регулярные выступления Ансамбля гусляров в абонементных концертах с НАОНИР им. Осипова под управлением Н.Н.Калинина в Концертном зале им. П.И.Чайковского. Созданные для этих выступлений партитуры прочно вошли в репертуар различных оркестров страны.
Особо необходимо остановится на неутомимой музыкально-общественной деятельности Л.Я. Жук. Только на протяжении последних десяти лет ею были организованы и проведены фестивали, конкурсные состязания, отражающие современное состояние не только гусельного искусства России, но и мировой культуры национальных многострунных инструментов. В их числе фестивали «Звучат гусли» в Концертном зале дома композиторов (1998), «Праздник гуслей» в концертном зале Российской академии музыки им. Гнесиных (2001), в которых приняли участие ведущие коллективы и солисты-гусляры Москвы, Санкт-Петербурга и других регионов России, исполнители на родственных гуслям инструментах из ближнего и дальнего зарубежья, программа «Дети России Святейшему Патриарха Алексию II».
Кардинальное значение для упрочнения авторитета гуслей в международном плане имело инициирование, организация и руководство Л.Я.Жук проведением двух Международных конкурсов исполнителей на национальных многострунных инструментах. Заключительные концерты этих конкурсов – в 1998 году в Большом зале Московской консерватории, а в 2004 – Зале Церковных соборов Храма Христа Спасителя – открыли для многих музыкантов и любителей музыки совершенно новый пласт музыкальной культуры, заключающийся не только в русском гусельном искусстве, но и в искусстве украинской бандуры, венгерских и белорусских цимбал, поволжских разновидностях гуслей – марийских, чувашских, удмуртских, финского кантеле, вьетнамского там-там-люка, японского кото и других.
Энтузиаст, педагог, исполнитель, методист Любовь Яковлевна Жук находится сегодня в расцвете творческих сил и полна новых творческих замыслов. Хочется пожелать этому замечательному мастеру крепкого здоровья и новых больших творческих свершений.
Имханицкий М.И.,
профессор РАМ имени Гнесиных,
доктор искусствоведения, академик
Журнал «Народник» – 2005 – №2 — с.41-44