Полные разнообразных впечатлений и планов на будущее возвратились из Москвы участники III Международного фестиваля-конкурса исполнителей на многострунных безгрифных инструментах имени Веры Городовской, который состоялся в столице в первой декаде ноября.
ДЕЛЕГАЦИЮ из Бурятии представляли солистка оркестра бурятских народных инструментов им. Ч.Павлова Бурятского государственного театра песни и танца «Байкал» Валентина Намдыкова — лауреат состязаний с программой из концертных сочинений для 21-струнной ятаги Л.Санжиевой, Е.Олерской, Б.Наранбатара, Д.Коркиной, ее преподаватель, профессор ВСГАКИ В.В.Китов и концертмейстер — пианистка Ольга Васильева, в очередной раз завоевавшая почетный диплом конкурса. Этот творческий триумвират уже имеет опыт участия в соревнованиях подобного рода, и два года назад был победителем VII Международного музыкального форума «Фольклор без границ» в Болгарии. Профессиональный уровень нынешнего смотра его участники расценивают не просто как высокий, но и дающий пищу для размышлений и поле для дальнейшей музыкально-просветительской и педагогической деятельности. Поэтому спешат поделиться своими мыслями с читателями нашей газеты. Валентина Намдыкова: «Все мероприятия конкурса и заключительный гала-концерт «Звучащие струны мира» проходили на базе Российской академии музыки имени Гнесиных. Поскольку это — главная площадка страны (имеется в виду исполнительство на народных и традиционных инструментах, сосредоточенное главным образом в стенах РАМ), а искусство, по мнению организаторов, не имеет границ, то соответственно широкой была география 100 его участников в четырех возрастных группах. В их числе российские гусляры, украинские бандуристы, белорусские и молдавские цимбалисты, карельские кантелисты, исполнители на канклесе из Литвы, кокле — из Латвии, на плоской цитре из республик Поволжья, наши собратья из Калмыкии, также удостоившиеся лауреатского звания по разряду редких инструментов. Кроме «чистых» инструменталистов, в мероприятиях фестиваля участвовали певцы-декламаторы по типу сказителей былин или улигершинов. Но больше меня поразила манера игры конкурсантов из Белоруссии и стран Балтии, отличавшаяся высокой исполнительской культурой, включавшая в себя и виртуозную технику, и кантилену (певческое качество) и ансамблевую слаженность, словом, все то, что входит в понятие профессиональной школы».
Виктор Китов: «Помимо успеха нашей команды в нынешнем конкурсе итогом его стало расширение творческих контактов и делового сотрудничества с коллегами из других регионов. В частности, поступило предложение начать в республике обучение на звончатых гуслях — инструменте, который известен в России с глубокой древности, будучи запечатленным в исторических хрониках и литературных памятниках. Один из организаторов конкурса, председатель жюри из ведущих специалистов, профессор РАМ им. Гнесиных Л.Я.Жук, разнопланово и многосторонне развивающая в центре исполнительство на некогда забытом инструменте, серьезно озабочена его продвижением вглубь страны. По ее инициативе при кафедрах струнно-щипковых инструментов в некоторых музыкальных школах Москвы, а также в РАМ, училищах имени Гнесиных и А.Шнитке открыты факультеты и классы игры на гуслях, на базе Московской филармонии концертирует вокально-инструментальный ансамбль, устраиваются теле- и радиопередачи, налажено производство инструментов, издаются учебно-методические пособия. Одного из энтузиастов гусельного музицирования, П.Лукоянова, тепло встречали недавно в Улан-Удэ слушатели фестиваля «Звуки Евразии».
В рамках мероприятий по пропаганде музицирования на гуслях в нашей республике планируется проведение в будущем году мастер-классов и факультета повышения квалификации с безвозмездной передачей как самого инструмента, так и учебно-методической литературы для будущих преподавателей. Помимо этого, ансамбль народной музыки «Купина» под руководством Л.Я.Жук собирается организовать гастрольную поездку в Бурятию, а также в Забайкальский край и Иркутскую область.
И это актуально, потому что в условиях всеобщей глобализации и стирания межнациональных граней важная роль в сохранении республикой собственного неповторимого лица принадлежит этнической культуре и традиционному инструментальному исполнительству. Возвращению в обиход как бурятских, так и русских народных инструментов с привнесением нового, как хорошо забытого старого. Тем более что игру на гуслях в 20-х годах прошлого века пропагандировал здесь В.П.Рудаков — создатель инструментальных коллективов Верхнеудинска.
Напомним, что когда-то путешественник и исследователь Центральной Азии Иакинф Бичурин писал, что «шивэйские (имеются в виду забайкальские, т.е. бурятские) девушки играют на гуслях. Это деревянный короб, на который наложены 9 струн».
Надежда ЦИБУДЕЕВА, музыковед, заслуженный деятель искусств РБ.
Газета «Байкал»
http://www.zabaykal.net/ulan-ude/po-zovu-volshebnykh-strun